РОССИЯ
ВАРИ ТЫ ПИВ!
С чего есть пошло пиво на Руси - дело темное и вряд ли изучаемое. Одно можно сказать: никакого насилия над народным менталитетом внедрение этого напитка не требовало. Никакого петровского навязывания, вроде картофеля, не случилось. Сам по себе напиток появился, прижился, полюбился и радостно живет по сей день.
Давно живет. Впервые упомянули о нем в Новгороде на берестяной грамоте из частной переписки некоего Грикши. Он увещевал:
"Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви... Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..."
В общем, "вари ты пив", призывает древний новгородец древнего новгородца. Добрый совет, нечего сказать. Причем, из контекста понятно, что речь идет о вещах обыденных. Что пиво так же вписывается в жизнь русской глубинки, как валенки или квас. Кстати, упомянутый в тексте послания "перевар" есть ни что иное, как древнеславянский хмельной напиток из меда и пива. Готовили перевар настолько широко, что зачастую крестьян обкладывали "переварным" оброком. Как, собственно, солод, хмель и само пиво в Древней Руси.
Варили пиво повсюду: и в деревнях, и в городах. Однако в городах делать это было сложнее, поскольку пивной промысел довольно быстро был подведен под государеву статью дохода с небольшим послаблением для крестьян, которым разрешалось варить пиво для собственных нужд.
Венецианец Иосафат Барбаро, проживший в колонии Тане (Азове) 16 лет, пишет о русских так: "Московитяне вина не пьют, но приготовляют особенного рода напиток, подмешивая туда хмель, который придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином". Правда, здесь интуриста фантазия подвела: хмель крепости пиву не придает. Однако без него современное пиво почти немыслимо.
ХМЕЛЬ В ПИВО - ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НОУ-ХАУ
Как известно, хмель для пива - все-равно что дрожжи для хлеба. Вроде бы и без него можно сварить, но с ним - совсем другое дело получается. И, что особенно приятно: мир начал варить хмельное пиво именно под нашим славянским влиянием. Именно из наших краев это ноу-хау распространилось сначала в Европе, а потом и по всей планете. Так что в каждой кружке современного пива заложена историческая толика славянской изобретательности.
Впервые выращивать хмель как сельхозкультуру тоже стали на Руси. Сами потребляли и широко экспортировали в пивопьющие европейские державы. Казна очень неплохо пополнялась за счет хмельных поставок. Купцы любили торговать им "за море", резонно считая хмель одним из самых барышных товаров.
Органично войдя в жизнь народа, хмель оброс фольклорными особенностями и историческими приметами. Например, в договоре князя Владимира с болгарами (985 г.) есть и такой пассаж: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть".
Хмель нужен в пиве вовсе не для крепости, хотя долгие годы наивные иностранцы так полагали. На самом деле он служит для придания пиву устойчивости и сохранности, а также для обретения напитком характерного горьковатого привкуса. И что интересно: когда просвещенная Европа еще и слыхом не слыхивала про использование в пивоварении хмеля, наши предки, наоборот, уже не могли представить себе сей напиток в ином приготовлении. То есть, шли в этом деле в авангарде пивной технологической мысли.
ПИВО ПО РАЗНЫМ ПОВОДАМ
Обильное пивоварение на Руси исторически приурочивали к каким-нибудь праздникам. В основном - церковным. Например, изрядно выпивалось пива на Николая-Чудотворца или на Михайлов день. Но больше всего пили этого напитка на Семину неделю (она часто совпадает с бабьим летом). По случаю окончания уборки урожая, в эти дни было принято наварить пива с брагой, вынести их к воротам и угощать фланирующих по деревне селян. Тогда же зачастую звучала хороводная "семина" песня про пиво, начинающаяся словами "Ладо мое, ладо, пиво варили!". А последней строкой - чисто по-славянски - "Теперь с этого пива все передеремся, Ладо мое, ладо, все передеремся!"
Впрочем, надо полагать, что неизвестный автор сильно субъективно трактовал последствия пивопития на Руси. Драться, конечно, дрались... Но в пиве ли здесь было дело?
И даже когда пивной свободе пришел конец (государство решило не упустить ни копейки из пивного промысла и пивной популярности), все равно закон оставил несколько праздников, когда крестьяне могли наварить себе пива и погулять. Облагодетельствованными были праздники: Пасха, Троица, Рождество, Михайлов день и еще несколько. Но только в деревнях. Горожанам варить пиво было строго-настрого воспрещено.
Такую суровость ввел в народ царь Алексей Михайлович своим "Уложением" от 1649 г. С тех пор государственная монополия на пиво (и мед) продержалась аж до XIX столетия. Кстати, отношение к крестьянскому пивоварению тоже менялось: его то разрешали по праздникам, то вообще запрещали, то строго регламентировали, в какой таре и какое именно пиво и сколько дозволяется сварить отдельно взятому крестьянскому двору.
Но, несмотря на запрещение варить пиво самим, в народе на долгие века сохранилась приверженность к пиву. Даже в самые глухие года пивной реакции под праздник крестьянские повозки тянулись к кабакам откупщиков, дабы накануне светлого праздника закупиться этим напитком.
ПИВНЫЕ ПОРЯДКИ РЕАКЦИОННОГО ВРЕМЕНИ
Строго было с пивом. В городах отведать любимого напитка можно было только в кабаках, специальных "питейных" домах или в учрежденных Петром "автериях". Однако пиву там было не сладко, поскольку была введена система откупов: откупщик приобретал право торговать сразу комплексом спиртных напитков. А поскольку из всего спиртосодержащего наибольшую норму прибыли таила в себе водка, постольку каждый откупщик старался изъять из ассортимента более дешевые напитки в пользу этого "хлебного вина". Система откупов сохранялась в России вплоть до 1863 года. И пока откупщики жировали на народной склонности к горячительным напиткам, частные пивоварни влачили весьма жалкое существование. Отрасль держалась за счет госзаказа и самыми крупными месторождениями пива оставались государственные (казенные) пивоварни.
Даже при царском дворе долгое время существовала своя пивоварня, которая просуществовала до конца XVIII в. А затем стали закупать пиво у поставщиков двора.
Стоило пиво недешево. Пройдемся мысленно по новгородскому базару конца XV века и сравним цены. Вот продают барана - стоит он четыре новгородских деньги (сколько это к доллару - неизвестно). Сотня яиц - три деньги. Воз сена - шесть. Бочка пива - четырнадцать денег (!). Несложно почувствовать разницу. Стало быть, уже тогда в любителях пива недостатка не было.