ЯЗЫКОМ ЛЕТОПИСНЫХ ФАКТОВ

  ПИВУ В РОССИИ НЕ БЫЛО ОДИНОКО

  История взаимоотношений русского человека с пивом - тема вообще достаточно любопытная. С одной стороны, пить на Руси любили искони и толк в том знали. Но с другой стороны, у пива всегда были на отечественной почве достаточно серьезные веселящие соперники, которые не меньше нашего героя были органичны самому народу и его истории, из глубины которой и произрастают. Имеются в виду брага, мед (он же в современной интерпретации - медовуха) и водка. Веками они мирно конкурировали, боролись за вкусы соотечественников с переменным успехом. В летописях, донесениях, письмах и разнообразных справках эти напитки, как правило, по-родственному соседствуют.
  Но никогда никто всерьез не рассматривал идею отказаться от пития вообще. Когда князя Владимира захожие исламские священники склоняли к принятию на Руси мусульманства, агитируя возможностью иметь сразу четырех жен, то перспектива гарема князю может и глянулась, однако запрещение любого спиртного этой религией напрочь пресекало возможность любых славянских поползновений в сторону зеленого знамени. Владимир этим агитаторам так в лоб и ответил: "Руси есть веселье пити, не можем без того быти". Как отрезал. С тех пор немало нашего брата стараются как можно чаще подтверждать справедливость слов князя. Взять хотя бы эпизод из фильма "Покровские ворота" (режиссер Михаил Козаков).
  Ученые предполагают, что в наших славянских краях первые пивовары народились в эпоху так называемой Трипольской культуры, заложившей основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра в IV-III в. до н. э. Но доподлинно этого никто не знает. Скорее всего то самое "трипольское" пиво варили из проса.
  Первые письменные упоминания о пиве на Руси относятся к XIV веку. Во время археологических раскопок в Новгороде было обнаружено около тысячи берестяных грамот, в одной из которых некий Грикша писал: "Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви...Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..." Смысл этого берестяного послания ясен. "Житом" в Новгороде называли ячмень, а "переваром" - хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было одной из натуральных повинностей в Новгородской и прочих землях.
  На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары. Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне) встречаются еще в Киевской Руси. Солод, пиво и хмель считались обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. Например, в писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 годов среди прочих оброков встречаются и бочки с хмелем и пивом. Солодом часто расплачивались с мастерами, занимавшимися ремонтом городских укреплений, со сборщиками платежей и штрафов.

  ХМЕЛЬ В ПИВО ПОДМЕШАЛИ СЛАВЯНЕ

  Существует мнение, что именно у славян во время великого переселения народов на территории Римской империи в IV-VII веках был принят обычай подмешивать хмель к напиткам.
  В договоре князя Владимира с булгарами от 985 года уже упоминается о хмеле. Заключая договор, булгары заявили так: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть".
  Венецианец Иосафат Барбаро, проживший в колонии Тане (Азов) 16 лет, пишет о русских так: "Московитяне вина не пьют, но приготовляют особенного рода напиток, подмешивая туда хмель, который придает ему такую крепость, что им можно напиться допьяна, как вином". Тогда считали, что хмель сильно пьянит, хотя на самом деле хмель только способствует устойчивости пива к хранению и придает ему горьковатый ароматный привкус.
  И что интересно: когда просвещенная Европа еще и слыхом не слыхивала про использование в пивоварении хмеля, наши предки, наоборот, уже не могли представить себе сей напиток в ином приготовлении. То есть, шли в этом деле в авангарде пивной технологической мысли.

<< НАЗАД   ДАЛЕЕ >>

Hosted by uCoz