ПИВО В ЗАКОНЕ
...И ПИВО ХОЗЯЙСКОЕ
Россия Англии тоже не уступала и потчевала своих служивых пивом сполна. Правда, не будучи настолько морской державой, Россия не могла ограничиться только моряками. Тем более, что во времена Киевской Руси моряков в наших местах в помине не было. Однако тема пива и службы уже тогда звучала.
Из летописных источников известно, что пиво (или его старинный прообраз) было одной из привилегий службы у князей. Например, в сборнике правовых норм Древней Руси - "Русской правде" - об этом идет самая серьезная речь.
Так, вирнику (это сборщик налогов и штрафов), состоявшему, понятное дело, на службе, полагалось по довольствию в день ведро (!) солода, чтобы он мог сам себе из этого солода варить пиво.
То же самое касалось нанимаемых рабочих для ремонта городских укреплений и прочих казенных строений. Им, помимо денег и еды, тоже выдавался солод. Однако не известно доподлинно, что здесь имеется в виду, поскольку на Руси в те времена нередко и пиво называли солодом. Так что мастерам и вирникам, возможно, выдавали пиво в готовом виде.
Одним выдавали, а с других - соответственно - брали. Не самим же князьям пивоварением заниматься? Это было занятием крестьян. Например, Митрополит Киприан в XIV в. писал об обязанностях монастырских крестьян: "рожь молоти и хлебы печи, солод молоть, пива варь". Надо полагать, что и господские крестьяне имели те же обязанности.
ПРАВО НА ПИВО
В России государство довольно быстро поняло, что на народной любви к пиву можно неплохо заработать. И в 1649 году царь Алексей Михайлович издал Уложение, по которому пиво и мед были объявлены исключительно государственным монопольным товаром (государственными регалиями). Торговля сиими напитками разрешалась только в кабаках.
Впрочем, крестьянам разрешали варить пиво для себя по большим праздникам: на Пасху, Вознесение, Троицу, Масленицу, Петров день (в честь апостолов Петра и Павла 29 июня по старому стилю), Михайлов день (6 сентября), Дмитриевскую субботу (в честь Дмитрия Солунского, 26 октября), Николин зимний день (6 декабря), Рождество, а также на местные храмовые праздники.
Только под эти дни крестьяне имели право варить пиво, но только для собственного потребления и ни в коем случае не на продажу. Даже соседу своему кружку пива за полкопейки нельзя было продать - за это могли обложить немалым штрафом. То есть, хочешь сделать доброе человеку, а получается себе дороже. Хочешь его угостить --и сам остаешься без пива, без кружки, без радости. Останется поступить по-гайдаевски, как в его <HB=V9> "Кавказской пленнице".
Голландец Корнелий де Бруин в сентябре 1701 года писал, будучи в Архангельске:
"Пиво здесь очень хорошее, но продавать и даже варить его воспрещается без особого разрешения Великого Князя, которое дается за известную ежегодную плату. Жители, однако, могут варить пиво в количестве, потребном для их только семьи, уплачивая по 50 штиверов за бочку солода".
"ДОМОСТРОЙ" О ПИВЕ
Немалое влияние на быт российских людей оказала книга "Домострой".
И вовсе не о притеснении женщин идет там речь, а о правилах ведения хозяйства, нормах бытового приличия, советах по экономии и разумному хозяйствованию. Есть в ней и о пиве.
"А коли один живет человек и очень богат да запаслив, держит для гостя пивцо в запасе, в марте сварив переварки ячневой да подсытив ее ; и простое пивцо тоже есть".
А вот женщине в пиве эта книга решительно отказывает. На всякий случай. Процитируем это место - может, кому-то пригодится.
"А у жены решительно никогда и никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Питье бы находилось бы в погребе на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома, и на людях".