США
ПИВНАЯ ИМПЕРИЯ НОМЕР РАЗ
Сегодня Соединенные Штаты Америки по объему выпускаемого пива занимают первое место в мире, оставляя далеко позади Германию и Великобританию. В отличие от Европы, большая часть американской пивной продукции выпускается гигантскими компаниями, а не на минипивоварнях. В городе Голдене, штат Колорадо, находится самый большой в мире пивоваренный комплекс, создание которого американцы, кстати, приписывают отнюдь не объективным благоприятным условиям и удачной конъюнктуре, а "маркетинговому гению" одного из предпринимателей XIX века (хотя о маркетинге тогда еще никто не слышал). Но это не удивительно, ведь даже привычный пивной аукцион американцы называют Великим Американским Фестивалем и проводят с соответствующим размахом.
Однако довольно долгое время пивоварение США было тесно связано с Канадским пивоварением. Их пути разошлись лишь с появлением знаменитого Сухого закона. И с тех пор пивовары этих стран пытаются утвердить на рынке свои особые пивные традиции и сорта.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ АМЕРИКАНСКОГО ПИВА
Существуют две версии появления пива на Американском континенте. Одни историографы утверждают, что о пиве здесь было известно еще задолго до Колумба: этот напиток варили индейцы в Мексике и Юго-Западной Америке. Другие считают, что традиции пивоварения были завезены из Европы. Так или иначе, но к моменту начала Американской революции (1775-1783 гг.), в результате которой Соединенные Штаты стали независимыми, в американских колониях пиво варили почти повсеместно. Многие землевладельцы приготовляли свое пиво на основе привезенных англичанами заквасок эля с ферментацией в верхней части. Подавляющее количество производимого пива составляли эль и портер.
К концу XIX века в США каждый город, даже самый маленький, имел хотя бы одну пивоварню. Их общее число приближалось к 4 тысячам. Постепенно на место мелких пивоварен стали приходить крупные пивные заводы. Часть из них превращалась в настоящих гигантов. Отчасти этому способствовало запрещение производства пива в местах его розничной продажи, действовавшее со времен Сухого закона вплоть до 80-х годов. Минипивоварни были вынуждены существовать автономно от пивных баров. И естественно, что крупные производители оказывались при этом в гораздо лучшем положении. К тому же мелкие производители, почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны заводов-гигантов, старались создать такие сорта, которые бы пришлись по вкусу многим потребителям, а не только узкому кругу постоянных клиентов. Однако это далеко не всем оказалось по силам. Многие пивовары растеряли всех своих старых клиентов, так и не сумев приобрести новых. По стране прокатилась волна банкротств пивных заводов.
Таким образом, расцвет отрасли в начале XX-го столетия сменился в 1950-60-х годах значительным спадом производства, а в 80-х годах пивоиндустрия США как будто замерла. Этот факт заставил правительство отменить действовавший со времен Сухого закона запрет на розничную продажу пива в местах его производства. Там, где запрещение было действительно отменено, наступил бурный расцвет небольших ресторанчиков при пивоварнях. К тому же, началось массовое проникновение на американский рынок разнообразных технологий пивоварения из Европы. Сегодня в ассортименте представлены не только лучшие марки лагеров, но и разнообразные эли, портеры, пшеничные сорта пива. Американские пивовары утверждают, что именно они помогли выжить искусству приготовления портера, которое ныне оказалось почти забытым даже в Англии. А для гурманов, предпочитающих нечто особое, более тонкое, нежели пиво массового производства, существует богатый выбор местных сортов пива.
КРУПНЕЙШАЯ ПИВНАЯ КОМПАНИЯ
"Замороженное" пиво - один из интереснейших сортов пива, выпускаемых сегодня компаниями "Anheuser-Bush" и "Miller Brewing". Специфика его производства позволяет добиться получения из обычного лагера пива с удвоенным содержанием алкоголя. Эффект этот достигается тем, что после варки лагер быстро охлаждают до температуры замерзания, в результате чего еще до ферментации в пиве образуются ледяные кристаллы, используемые в дальнейшем для производства "замороженного" пива.
Пивная компания "Anheuser-Bush" является самой крупной не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Сегодня она выпускает 40% от общенационального объема производства пива. Своими успехами "Anheuser-Bush" обязана Адольфусу Бушу, который сумел превратить ее из маленькой городской пивоварни в национального гиганта. Выпущенная Бушем на массовый рынок в 1876 году, марка пива "Budweiser" стала одной из самых популярных марок в Америке и в мире. Благодаря ей дальновидный пивовар сумел расширить производство и заработать достаточно средств для дальнейшего развития своего дела.
Двадцать лет спустя, в 1896 году Буш выпустил еще более популярную марку пива - "Michelob", которое на протяжении долгого времени продавалось только как бочковое пиво и лишь в 1961 году стало разливаться по бутылкам.
Представленная в 1955 году на суд потребителей марка "Bush" долгие годы имела лишь региональное значение. Однако получив золотые медали на Великом Американском Фестивале Пива в 1988 и 1989 годах, эта марка стала популярной практически на всей территории США. В конце 70-х начале 80-х годов "Anheuser-Bush" выпустила на внутренний рынок целую серию низкокалорийных марок пива: "Natural Light" (1977), "Michelob Light" (1978), "Bud Light" 1982). В это же время (1981) появилась марка "Michelob Classic Dark", которая стала постоянным победителем и призером на разнообразных конкурсах, в том числе и на Великом Американском Фестивале Пива.