ТАРЫ - БАРЫ
БУТЫЛКА БАНКЕ - РОЗНЬ, НО ТОВАРИЩ И СТАРШИЙ БРАТ
Пивная бутылка - младшая сестра бочки и старшая сестра жестяной пивной банки, к которой она, бутылка, относится несколько свысока и с легким пренебрежением. Продвинутые поклонники пивного дела предпочитают разливное или бутылочное, но банки... Впрочем, аристократическая надменность по поводу банок - явление уходящее, как и все показное. Однако бутылка навсегда останется емкостью более предпочтительной и эстетически притягательной, поскольку сама по себе - произведение искусства. Особенно по молодости, когда еще не настал утилитарный ХХ век. А на банку с какой стороны ни посмотри - она банка и есть и спросу с нее немного.
Другое дело - бутылка. Тем более - бутылка старая, из которой какой-нибудь наш прапрапрадед испил свою очередную часть ведра после смены на мануфактуре или заседания какого-никакого Синода. И пращура того давно уже нет. И пивной привкус от той жидкости растворился и забылся. А бутылка по-прежнему восхищает взоры современных поклонников, замученных всепроникающей стандартизацией.
Бочка что? Она бочка и есть: днище, обручи, боковины, иногда кран. А мир бутылки не знал никакого регламента, никаких формальных ограничений. Прикоснуться к нему - радость. И что приятно: русская пивная бутылка не только эстетически не отставала от просвещенного в пивном промысле Запада, но даже как бы и задавала ему нередко тон и ритм . Была конкретным проявлением передвижничества русской художественной мысли.
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПИВНАЯ БУТЫЛКА
Обыкновенная пивная бутылка, которой большинство из нас совершенно не придает никакого значения, оказывается, имеет свою особую предысторию. В отличие от современных стандартных пивных бутылок, изготовленных из темно-зеленого или коричневого стекла, бутылки в дореволюционной России выглядели совершенно иначе.
Сто лет назад информацию о пиве несла на себе не только бумажная этикетка, но и сама бутылка. По ней можно было узнать название фирмы, награды, а иногда и номер телефона, изменения в составе фирмы, город разлива и другие полезные сведения. Литье бутылки наравне с этикетками и товарными знаками должно было быть обязательно зарегистрировано в Департаменте торговли и мануфактур. Чтобы получить свидетельство (разрешение) на использование того или иного клейма, этикетки или товарного знака, нужно было подать прошение, заплатить установленную пошлину и предоставить рисунок знака, выполненный тушью. Если клеймо, знак, этикетка удовлетворяли всем предъявляемым к ним требованиям, то Департамент выдавал просителю охранное свидетельство на срок от года до десяти лет. Однако право на товарный знак, этикетку или клеймо было бессрочным. Оно передавалось по наследству вместе с предприятием.
Отметка о том, что форма и рисунок бутылки зарегистрированы, обычно производилась в виде вертикальной надписи -"Заявленъ отделу промышлен". А на донышках бутылок почти всегда отливался знак или начальные буквы изготовителя. Фирма Нечаева, пользовавшаяся в дореволюционной России большой известностью, отмечала на донышке еще и емкость бутылки, выраженную в частях ведра (1/16 - 0.77 л; 1/20 - 0.615 л.; 1/40 - 0.34 л.). Позднее, после 1912 года объем стали указывать в литрах.